Лошадь Русский тяжеловоз

Содержание и уход

Несмотря на непритязательность к условиям содержания, некоторым правилам следовать всё же стоит, особенно это касается гигиены животного.

Условия в конюшне

Содержание лошадей осуществляется в соответствии с такими нормами и правилами:

  1. Лошадей содержат в так называемых денниках. Размер на одну особь — 3,5х3,5 м, не меньше. Высота потолка — около трёх метров. Противопоказаны сквозняки, поэтому не должно быть никаких щелей в помещении, обязательно наличие вентиляции для постоянного доступа свежего воздуха.
  2. В качестве подстилки используют солому или опилки, она настилается не менее 15 сантиметров высотой.
  3. Кормушки и поилки располагают с обратной стороны ограждения на высоте примерно 60 см, они должны быть сделаны из натурального не токсичного материала глубиной до 30 см, чтобы корм не рассыпался.
  4. Научно обосновано 16-часовое освещение, яркостью около 150–200 люкс, зимой подобный метод устраняет свойственную лошадям зимнюю вялость.
  5. Возле закрытого помещения должен быть загон для выгула.

Уборка и гигиена

Не стоит пренебрегать и правилами гигиены:

ежедневно проводится чистка подстилки, очищаются кормушки и поилки;
также ежедневно должна проводиться чистка шерсти лошади, при этом у каждого питомца предусмотрены свои скребок, расчёска и щётка. После механической сухой очистки, проводится протирка влажной мягкой тканью. Затем сухой тканью шерсть подсушивают. Расчёсывают гриву, чёлку и щётки;

купание лошади проводится только в летний, тёплый период. Если животное не боится воды, можно купать в природном водоёме, в противном случае применять купание из шланга.
обязательно нужно ежедневно, особенно после прогулок осматривать копыта, в которых могут застрять щепки или мелкие камушки. При повреждениях нужно обратиться к ветеринару;

регулярно осматривайте зубы питомцев, старайтесь принюхиваться к их дыханию. Неприятный запах — это сигнал нездоровья

Эмаль должна быть целой, без сколов и трещин, десна розовая, линия зубов ровная;

седлая животное важно не задевать зубы удилами: они легко крошатся;

присматривайтесь, как питомец ест. Если встряхивает головой, возможно, у него проблемы с зубами, и он так пытается избавиться от боли

Проверять рост зубов у жеребят нужно с девятимесячного возраста, наблюдать у ветеринара, который вовремя сможет устранить неправильный прикус или «волчий зуб».

Правильное кормление

Кормление лошадей проводится примерно пять раз в сутки, в суточный рацион входят:

  • овёс — до 7 кг;
  • сено — до 13 кг;
  • отруби — до 1,5 кг;
  • морковь, кормовая свекла — до 2 кг.

Летом для питомцев организовывают пастбищный выгул на участках с сочной зелёной травой, кроме неё, подкармливают концентрированными кормами. Необходимы также брикеты с солью, которые обеспечат организм необходимыми минералами.

Дважды в день минимум тяжеловозы должны вдоволь напиться, вода обязательно комнатной температуры — около 20 градусов. Жеребые кобылы должны получать на 30% больше корма, чем в обычном состоянии. От соблюдения правил ухода, кормления и ежедневных гигиенических процедур зависит здоровье вашего питомца, его настроение и желание работать. Эта порода отличается большой привязанностью и дружелюбием по отношению к человеку, ваша искренняя забота будет вознаграждена сторицей.

Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра

А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

История коней тяжеловозов

Лошади-тяжеловозы заслужили звание самых сильных и самых красивых лошадей. Они были выведены искусственно ещё в XV веке. Это время рыцарских боёв, длительных походов и героических сражений. Грациозные животные не были приспособлены к таким испытаниям, поэтому селекционеры того времени добились создания тяжеловозов путём скрещивания обычной кобылы и коней самых крупных пород. Вследствие этого перед человечеством предстал массивный конь с внушающими размерами, сильными ногами и крепким здоровьем.

Тяжеловозы были верными попутчиками в рыцарских сражениях. Они были способны выносить на себе не только человека, но и многокилограммовые доспехи на нём и на себе. Такие кони могли достигать веса до 2 т. В это же время они стали использоваться для перевозки тяжёлых грузов и стали главным транспортом для промышленных и сельскохозяйственных целей. В течение нескольких веков тяжеловозов использовали для вспахивания больших территорий земель. За это время было выведено много пород на территории Европы и Азии.

Знаете ли вы? Самым известным и крупным в истории тяжеловозом являлся жеребец Самсон, который содержался в одном из английских графств в середине XIX века. Он достиг веса в 1,5 т и высоты 2,20 м. С того времени его весовой рекорд был побит другими лошадьми, однако по характеристикам роста спустя почти 200 лет он так и остался единственным рекордсменом.

Лучшие из лучших

10 пород, выведенных в России, признаются лучшими из лучших. Каждая имеет свои особенности: во внешнем виде, в темпераменте, в характере, в применении.

Русская верховая лошадь

Это очень умные и красивые животные. Их выносливости можно только позавидовать.

Порода — одна из самых молодых в коневодстве России:

  • у неё отлично развита мускулатура;
  • голова небольшая, лоб широкий, взгляд серьёзен и строг;
  • круп средних размеров, спина прямая;
  • масть обычно без отметин, вороная, караковая или тёмно-гнедая;
  • средний рост —162,5 см, длина туловища — 165 см, обхват груди — 190 см.

Знаете ли вы? На основе лечебных свойств кумыса была разработана целая система оздоровления — кумысолечение.

Русский тяжеловоз, или Русская тяжеловозная

Порода зарегистрирована в середине XX века.

О её основной особенности говорит само название:

  • особи очень массивные, сильные и выносливые;
  • невысока в холке, имеет густую гриву и хвост, короткие ноги. Именно из-за коротких ног — высокий уровень тягловой силы;
  • способна перевозить тяжёлые грузы, холодоустойчива, неприхотлива в еде;
  • ценным является также молоко, из которого готовят кумыс;
  • по масти Русский тяжеловоз рыжий или рыже-чалый.

Узнайте, о 10-ке самых красивых лошадей в мире.

Русский рысак, или русская рысистая

Одна из самых послушных лошадей.

Подходит и для сельскохозяйственных работ, и для спортивных состязаний:

  • особи отличаются особой резвостью;
  • вырастает за четыре года до 165–170 см в холке;
  • по масти — гнедые, вороные, рыжие и бурые, очень редко — серые;
  • имеют удлинённые уши;
  • глаза — тёмные;
  • круп длинный и широкий;
  • может преодолевать высокие препятствия.

Орловский рысак, или Орловская рысистая

Это также очень резвый тип животных. Особи отличаются лёгкостью, используются в тройках, в скачках и под седлом на прогулках.

Очень красивые, грациозные, темпераментные, но покладистые и добрые. Особенно красиво смотрятся в русской тройке, т. к. имеют лебединый шейный изгиб. Смотрятся нарядно из-за густой гривы и хвоста. Окрас варьируется во всех оттенках серого: от самого светлого до тёмно-серого, встречаются с красным отливом, «в яблоках».

Знаете ли вы? Порода Орловский рысак в 2016 году отметила своё 240-летие.

Донская лошадь, или Казачья степная

Один из самых старых русских коней для верховой езды.

Казачья степная порода была выведена донскими казаками в конце XYIII века:

  • окрас золотисто-рыжий;
  • особи имеют длинную шею, длинные ноги, в холке — высоки;
  • отличаются сухостью мышц, остротой зрения;
  • по характеру норовистые.

Вам будет интересно узнать, сколько живут лошади в домашних условиях и в дикой природе.

Вятская

Подвижная, энергичная, выносливая порода. Имеет высокую плодовитость. Отличительная особенность окраса — тёмная грива, переходящая в тёмную полосу вдоль спины. Масть, как правило, саврасая.

Используется в традиционной тройке для галопового хода. Характер спокойный. Пригодна для сельского хозяйства, охоты, туризма.

Ознакомтесь с особенностями роста лошадей.

Башкирская лошадь

Это чаще сельскохозяйственная, чем верховая лошадь.

Во все времена использовалась для повседневных нужд:

  • крепкая, по характеру спокойная и уравновешенная;
  • по масти встречаются бурые, гнедые, рыжие лошади;
  • отличает породу вогнутость спины;
  • в холке не высоки, всего 140–145 см;
  • вес может достигать 400 кг;
  • одна особь способна произвести около 2000 л молока в год.

Важно! Башкирская порода гипоаллергенна (одна из немногих).

Терская порода

Одна из молодых русских лошадей. Её можно назвать «лошадкой для показа». Хороша в цирке, в конкурах, в конном спорте. Уже с 1,5–2 лет может использоваться в скачках и на арене.

У представителей грациозные движения, изящные формы, добрый нрав. Они резвы, легко дрессируются. Типичная масть — серебристая с отливом.

Узнайте, умеют ли лошади плавать.

Будённовская

Выведена в середине XX века:

  • имеет верховой статус;
  • высота в холке — около 165 см, отдельный особи — выше 170 см;
  • круп мускулистый, холка хорошо развита. Сейчас это сугубо спортивная порода;
  • масть чаще всего рыжая или золотисто-рыжая.

Якутская лошадь

Наиболее оригинальная русская порода.

Знаете ли вы? Якутские лошади переносят температуру от –60 до +40 °C.

Это обусловлено ареалом обитания и климатическими условиями содержания:

  • одна из пород лошадей, которые имеют подшёрсток, поэтому морозостойкая;
  • может питаться травой из-под снега;
  • отличается большим ростом, массивностью, имеет короткие ноги и большую голову;
  • масть бывает серая, бурая и гнедая;
  • высота в холке — всего около 143 см;
  • порода используется для верховой езды и как мясо-молочная.

Особенности разведения

Основные правила разведения аналогичны с разведением обычных коней. Однако исходя из габаритов тяжеловесов условия содержания имеют свои особенности. В конюшнях необходимо предусмотреть минимальную площадь 4 м² на одну голову. Дневной рацион питания для таких коней в 1–1,5 раза больше, чем для теплокровных их сородичей.

Узнайте, что едят лошади.

Основным кормом является зелень и сено, производственные корма, а также большое содержание зерна, овса, витаминов и микроэлементов

Также очень важно обеспечить животное нужным количеством воды, ведь в день конь выпивает 100–150 л жидкости.
Помещение для содержания животных должно быть светлым с возможностью естественной вентиляции воздуха. Общая территория должна включать конюшню, место для выгула и тренировок, место для пастбищ

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Сфера деятельности

Несмотря на то, что порода является тяжеловозной, сфера использования этих лошадей достаточно широкая. Зачастую их применяют для транспортирования грузов и сельскохозяйственных работ. Также набирают популярность соревнования владимирских троек, которые часто проводят в праздники на ипподромах или частных конюшнях.

Читайте о таких породах тяжеловозных лошадей: брабансон, русская тяжеловозная, шайрская, арденская, якутская, першерон.

Возрастает спрос на данную породу у фирм, которые организовывают конные прогулки. Используют породу и в селекционных целях, так как Владимирский тяжеловоз собрал все лучшие качества, необходимые для выведения особей с хорошими характеристиками. Представителей данной породы также покупают для верховой езды, особенную заинтересованность проявляют охотники.

Особенности содержания

Русские ардены неприхотливы в содержании. Правила ухода за ними ничем не отличаются от других пород.

Конюшня

Здание для коней должно хорошо проветриваться; содержат их в отдельных загонах на привязи, лошадей располагают в ряд. Стенки для перегородок делают глухими, 1,4 м, высота дверей – не менее 2,5 м, ширина загона – 1,2 м. Высота потолка – 3 м. Пол голый, с опилками.

Кормление и поение

Кормят тяжеловозов 3-4 раза в сутки небольшими порциями. Корма для лошадей разделяют на группы:

  1. Грубый корм. На 100 кг массы животного дают 1,5-3 кг. Разрешено сено бобовых культур в фазе бутонизации, злаковые в фазе выбрасывания метелки. Лучшие сорта сена состоят из: люцерны, клевера, луговых трав хорошего качества, яровой соломы.
  2. Сочные корма. На 100 кг массы скармливают 2-4 кг корма. Эта категория включает: картофель (8-15 кг в сутки), свеклу (8-10 кг), морковку (столько же), силос (8-15 кг), кукурузу (10 кг). Остальные составляющие дают из расчета на 100 кг массы. Желательно смешивать между собой ингредиенты для разнообразия рациона.
  3. Концентраты. Из зерновых концентратов лошади предпочитают овес. Категория включает в себя кукурузу, отруби пшеницы, ячмени, жмыха, шрота, кормовую патоку.

Рацион питания тяжеловесных коней должен включать компоненты:

  • сухое вещество;
  • кормовые единицы;
  • сырой и переваренный протеин;
  • лизин;
  • сырая клетчатка;
  • соль;
  • кальций;
  • фосфор;
  • магний;
  • железо;
  • медь;
  • цинк;
  • кобальт;
  • марганец;
  • йод;
  • каротины;
  • витаминный комплекс.

Для достижения такого состава сочетают между собой грубый, сочный корм и концентрат. Корм для животных должен быть свежим.

Водопойный отсек на конюшне делают в виде отдельного помещения. Воду используют из артезианских источников, в поилках меняют жидкость ежедневно. Она должна быть не ниже 23 С. В открытых местностях для водопоя подойдут пруды, реки, озера. Главное, чтобы вода соответствовала гигиеническим нормам.

Уход и гигиена

Мыть лошадь необходимо тогда, когда невозможно ее почистить. В зимний период процедуру вовсе не проводят. Летом моют коней по необходимости, 1-3 раза за сезон. Для этого понадобится:

  • шампунь для лошадей;
  • вода;
  • скребок.

Для первой процедуры воду нагревают до 26-30 С, в следующие разы снижают температуру до 16-20 С. Процесс мытья не должен занимать более 15 минут. Эти кони не очень любят воду, для них это неприятный процесс. Пошаговые действия:

  1. Мочат шкуру животного.
  2. Мочалкой наносят шампунь.
  3. Проводят чистящие действия.
  4. Смывают шампунь большим количеством воды.
  5. Удаляют остатки влаги специальным скребком.
  6. Просушивают голову лошади сухой мочалкой.

Чтобы шкура быстрее высохла, коня выводят на солнце в солнечную погоду. В пасмурную погоду животное прогуливают по улице медленным шагом.

Разведение

Русские тяговые лошади размножаются до 20-25 лет. Общий прирост молодняка составляет 85 %. В конюшне для разведения отводят отдельное помещение. В него загоняют кобылу и коня в брачный период. После родов женской особи дают время на отдых, 2 года. В этот период кобыла кормит молодняк молоком. После завершения лактации ее снова отправляют на случку.

Советская тяжеловозная

В конце 19 века в Россию начали привозить бельгийских крупных тяжеловозов – брабансонов. Разведением их в первое время занимались только в помещичьих хозяйствах. После стали их разводить и крестьяне. Импортных жеребцов скрещивали с завезенными, а так же кобылами местных пород. В результате промышленного скрещивания получались только пользовательские кони. Дальнейшее их разведение было построено на методе поглотительного скрещивания « в себе». Полученная к 1952 году уже очень большая группа лошадей была названа советской породой.

Советские тяжеловозы имеют гармоничное сложение, отличаются  крепкой конституцией и спокойным энергичным темпераментом, очень работоспособны, нетребовательны к условиям содержания и хорошо оправдывают расходы на корма.

Параметры промеров у жеребцов: 161,5 — высота в холке (это средний рост у лошадей этого типа), 206,6 — обхват груди, 24,7 — обхват пясти, средний вес жеребца 780кг, кобылы – 650 кг.

К особенностям их экстерьера относятся:

  • голова средняя по величине с широкими ганашами,
  • коротковатая мускулистая шея,
  • широкая низкая холка,
  • довольно широкая спина,
  • широкая ровная поясница,
  • свислый раздвоенный круп,
  • широкая с округлыми рёбрами грудь,
  • сухие средней длины конечности (из недостатков — саблистость ног, мягкие бабки и косолапость),
  • грива с умеренной оброслостью,
  • умеренно обросший хвост и щётки.

Преобладающая масть рыжая, встречаются лошади гнедые , рыже-чалые, гнедо-чалые, бурые, игреневые и вороно-чалые.

Советский тяжеловоз отличается высокой грузоподъёмностью. Так, жеребец Форс на сцепе с пневматическими шинами провёз груз весом 22 тонны 290 кг на расстояние 35 км.

Кобылы плодовиты и очень молочны. Представители советских тяжей скороспелы,  с трёх лет их уже используют на работах и вводят в воспроизводительный состав. Жеребята достигают к шести месяцам веса около 370 кг, а к полугоду – до 540 кг.

Все эти характеристики делают советского тяжеловоза очень перспективным в мясном и молочном направлении.

Шотландская тяжеловозная (Клайдсдейл)

Заканчиваем нашу статью Шотландской тяжеловозной породой (Клайдсдейл), которая может посоревноваться в красоте с австралийским тяжеловозом. Однако это не просто красивый конь, но и отличный «тягач» плуга и различных грузов.

Шотландский тяжеловоз объединяет в себе грацию, силу и подвижность, однако чтобы животное проявило себя в роли хорошего «работника», ему требуется отменное питание и ежедневный уход. Поэтому шотландец не может похвастаться неприхотливостью.

Основные параметры:

  • высота – 170 см;
  • длина – 175 см;
  • обхват груди – 200 см.

Важно! Чистоплотность лошади определяется по конечностям. Они должны быть прямыми и небольшими

Издавна в качестве тягловой силы использовали не только лошадей, но и крупный рогатый скот, в частности, быков.

Кони-тяжеловозы использовались с древних времён и не утратили своей уникальности в 21 веке. Несмотря на то, что многие породы канули в Лету, самые сильные и наиболее ценные из них существуют по-прежнему. Их разводят многие фермеры ради неспешных прогулок или для охоты.

Не стоит забывать, что конь, как и любое животное, требует внимания и заботы, в отличие от механизма. Поэтому, приобретая «рабочую единицу», не забывайте о том, что качество работы зависит от условий содержания.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Особенности породы

Русский тяжеловоз и в наше время широко распространенная и популярная в нашей стране тяжелоупряжная лошадь. Она выводилась в качестве универсальной породы для использования как в сельском хозяйстве, так и в племенной работе. Неплохим успехом пользуется порода и в продуктивном животноводстве.

Однако в последние десятилетия эти лошади терпят трудные времена. Экономическая ситуация, недостаток кадров, нехватка финансирования и несовершенные условия содержания привели к тому, что поголовье животных сократилось почти в 3,5 раза. Да и согласитесь, спрос на тяжелых коней сегодня не так велик, как лет двадцать-тридцать назад. Однако это не мешает оставаться русским тяжеловозам в числе самых любимых отечественных рабочих пород.

Отечественные конезаводы и племенные конефермы обладают огромным и ценным генофондом породы, а сами русские тяжеловозы считаются великим достижением русского коневодства. Наряду с владимирским и советским тяжеловозом, эта порода используется и за рубежом. В числе ее преимуществ помимо универсальности использования, также превосходная выносливость и неприхотливость в содержании. О каждом плюсе этой породы поговорим более подробно.

История происхождения

Около полутора века назад на территорию России начали завозить из Бельгии арденов. Именно эти мелкие тяжеловозные лошади тогда стали основой для выведения русского «брата». Однако, глядя на тогдашних неказистых и дисгармоничных арденов, трудно представить, что в современных русских конях-богатырях течет их кровь. Однако на то время отечественных коневодов привлекла именно неприхотливость к условиям содержания и достаточно высокая подвижность. Как раз эти качества очень важны для местных русских лошадей.

Систематическая селекционная работа началась в 1860-х годах. Главное племенное ядро было сформировано в Петровской академии (теперь Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева) на украинских и русских жеребцах. Позже к имеющимся арденам приливали кровь брабансонов, и уже в 1900-м году на Парижской выставке был представлен улучшенный тип породы. Бурый жеребец Каравай из Хреновского конного завода получил золотую медаль и звание «русский арден». Это был лучший на то время прародитель современной породы русских тяжеловозов.

Затем была Первая мировая и гражданская война, которая нанесла урон отечественному коневодству. На оставшихся русских арденах коневоды решили создать еще более улучшенный тип некрупной, но экономически выгодный сельскохозяйственной лошади. К 1937 году была создана независимая порода. Однако получившиеся кони отличались слишком низким ростом – не более 143 см в холке. Поэтому селекционная работа продолжилась еще до 1952 года путем воспроизводства лошадей с достаточно большим ростом. Этот же год и стал официальным годом рождения породы.

Экстерьер

Первое, что отличает русского тяжеловоза от остальных пород тяжелоупряжных лошадей – это небольшой размер. Как видно на фото, эти кони среднего роста, но с выраженным упряжным типом телосложения. Корпус длинный и массивный, крепкие костистые ноги, прочный мускулистый круп и массивная шея.

Если рассматривать экстерьер русских тяжей более подробно, то стоит отметить сухую легкую, но широколобую голову. Шея мускулистая с красивым характерным русским лошадям изгибом. Также у них широкая холка, мягкая спина, широкий раздвоенный несколько свислый круп. Особую силу придает этим лошадям широкая бочкообразная грудь и широкий постав передних ног. Грива и хвост у коней густая, но не очень длинные. Среди окрасов у русских тяжеловозов чаще всего встречается бурая и рыжая, реже чалая, гнедая и вороная масть.

Важная черта породы – скороспелость. Уже к полутора годам жеребцы достигают более 95% общего веса и к трем годам полностью заканчивают рост. Это позволяет достаточно рано привлекать коней к работе и к разведению.

Характер

По темпераменту русские тяжеловозы достойны звания богатырских коней

Они энергичные, добронравные и очень уравновешенные, что важно для тяжелой лошади. С таким работягой можно легко выполнять практически любые сельскохозяйственные работы

Лошади неприхотливые, хорошо привыкают к дому и хозяину, легко обучаются работе в упряжи и даже под седлом. В последнем случае на шагу и рыси тяжеловозы хорошо «держат тело» и красивую осанку.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector